Музей Фаберже в Санкт-Петербурге

В музее Фаберже города Санкт-Петербург собраны произведения искусства, по праву считающиеся символами роскоши и утонченности, привлекают внимание коллекционеров и знатоков со всего мира.

Фаберже- ювелир с российскими корнями и европейским образованием, сумевший создать уникальные изделия. Его мастерская, объединявшая самых талантливых мастеров своего времени, завоевала беспрецедентное признание, став эталоном качества и инноваций в ювелирном искусстве. Слава Дома Фаберже распространилась далеко за пределы России, а его изделия до сих пор остаются предметом охоты коллекционеров.

Жизнь Фаберже

Карл Фаберже, родился в Санкт-Петербурге в 1846 году, стал не просто выдающимся ювелиром, но и символом целой эпохи. Его отец, Густав Фаберже, основал фирму, которая началом уникальной карьеры сына. Семья, имевшая немецкие, французские и датские корни, всегда уделяла большое внимание образованию, что позволило Карлу получить всестороннее развитие.

Путь к вершинам мастерства

Карл изучал ювелирное дело в Германии, коммерцию во Франции, путешествуя по крупнейшим музеям Европы. В 20 лет он вернулся в Санкт-Петербург и начал работать реставратором в Эрмитаже, где совершенствовал свои навыки и изучал древние техники. В 26 лет он возглавил мастерскую своего отца, превратив её за два десятилетия в одну из крупнейших ювелирных компаний Европы. На первом этаже был магазин, на втором — мастерская, а на третьем жила семья.

Покорение императорского двора

Переломный момент наступил в 1882 г., когда работы были представлены на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, после которой в 1885 г. император Александра III для своей жены заказал уникальное пасхальное яйцо, украшенное белой эмалью и скрывающее внутри сюрпризы — золотой желток и курочку с рубиновым яичком, которое положило начало традиции семьи Романовых. С этого момента его изделия стали востребованы за пределами России. Ювелир работал для королевских особ Великобритании, Дании, Греции и других стран.

Фаберже изменил подход к ювелирному делу. Он отошёл от классических стилей ренессанс и рококо, сделав ставку на модерн. Вместо традиционных драгоценных металлов и камней он начал использовать необычные материалы, такие как сталь, карельская берёза и олово. Фаберже уделял особое внимание дизайну и оригинальности, что делало его работы не только роскошными, но и уникальными.

Конец империи Фаберже

После Октябрьской революции 1917 г. императорская семья была расстреляна. Фаберже был вынужден покинуть Россию. В 1918 г. он уехал сначала в Германию, а затем в Швейцарию. Его имущество было национализировано. В 1920 г. Фаберже скончался в Лозанне в возрасте 74 лет. Его похоронили на кладбище Гран-Жас.

Сегодня произведения Фаберже находятся в крупнейших музеях мира, а их стоимость достигает астрономических цифр, что подтверждает непреходящую ценность наследия великого ювелира.

История создания музея

Музей Фаберже расположен в центре города во дворце, который имеет богатую историю, тесно связанную с российской аристократией и культурным наследием страны. Здание было построено в 1780-х годах для графов Воронцовых. Позже его приобрела семья Нарышкиных, которые пристроили дополнительное крыло. В 1846 г. дом перешёл во владение семьи Шуваловых, которые были его последними хозяевами до революции. С приходом советской власти он приобрёл новые функции: здесь располагались музеи, Дом быта, а в годы Великой Отечественной войны — штаб противовоздушной обороны. Во время блокады Ленинграда здание пострадало от бомбардировок. В 2006 г. оно было передано культурно-историческому фонду «Связь времён». В 2013 г., после реставрации здание открылось для посетителей как Музей Фаберже, где расположилась коллекция изделий фирмы Фаберже, которую бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел у Малкольма Форбса в 2004 г. На протяжении десяти лет специалисты фонда «Связь времён» занимались поиском русских шедевров мастера по всему миру. В настоящее время коллекция музея включает не только уникальные экспонаты Фаберже, но и других мастеров, которые являются гордостью русского культурного наследия.

Сегодня это не только постоянная экспозиция, но и площадка для временных выставок. Музей Фаберже располагает уникальной коллекцией, насчитывающей более четырёх тысяч экспонатов, которая продолжает пополняться. Посетители музея могут погрузиться в атмосферу роскоши аристократического быта. Каждая часть коллекции бережно представлена в просторных залах, чтобы посетители могли вдумчиво насладиться ювелирными изделиями, декоративно-прикладными предметами и историческими артефактами. Экспозиция музея идеально сочетается с роскошным интерьером. Парадную лестницу Шуваловского дворца украшает итальянская копия античной статуи Аполлона Бельведерского.

Рыцарский зал

Рыцарский зал посвящён военным победам и рыцарской доблести. Стены украшают барельефы и картины батальных сцен, а в экспозиции представлены царские дары полководцам: чаши, кубки, шкатулки и серебряные наборы, выполненные в лучших традициях декоративно-прикладного искусства.

Красная гостиная

. Здесь гости могут полюбоваться изделиями из серебра, созданными не только фирмой Фаберже, но и другими известными «Поставщиками Императорского Двора». Тут можно увидеть эволюцию ювелирного мастерства в России XVIII–XIX веков.

Синяя гостиная

Ее украшением являются синие шёлковые обои и шторы, позолота, колонны, высокий потолок с лепниной, медальоны с портретами вельмож. Именно здесь хранится знаменитое собрание пасхальных яиц, в том числе первый экземпляр, изготовленный в 1885 году для императрицы Марии Федоровны. Название «Курочка» связано с сюрпризом: в желтке находится курочка из разноцветного «мозаичного золота», внутри которой — миниатюрная корона в виде рубинового яйца-кулона. В 1896 году состоялась коронация Николая II. В честь этого события ювелиры фирмы Фаберже изготовили для супруги императора пасхальное яйцо «Коронационное». Внутри находится сюрприз — мини копия кареты, в которой она ехала на коронацию.

Пасхальное яйцо «Бутон розы» император Николай II подарил на Пасху в 1895 году своей супруге. У него есть сюрприз - кнопочка для раскрывания бутона розы.

Главная особенность «Красного креста c портретами» пасхального яйца, изготовленного в 1915 году–изображения, демонстрирующие членов императорской семьи (яйцо украшено 7 портретами) и важные события, происходившие их в жизни.

«Орден Святого Георгия» – последнее из пасхальных яиц, изготовленное во время Первой Мировой войны, которое Александра Федоровна вывезла из России в 1919 году.

Золотая гостиная

Тут представлены предметы из золота, в том числе шкатулки и дипломатические подарки, которые ярко демонстрируют утончённый вкус и богатство русского императорского двора.

Аванзал

Эмаль гильоше, использовавшаяся мастерами Фаберже, поражает разнообразием фантастических оттенков. Тут представлены изысканные предметы быта и украшения, покрытые этой утраченной технологией.

Голубая и Белая гостиные

Содержат предметы из эмали и тончайший фарфор. Выставочный зал. Здесь можно увидеть резные изделия из камня, созданные фирмой Фаберже, а также картины XIX века. Среди них выделяются работы Ивана Айвазовского, которые придают выставке художественную ценность.

Готический зал

Готический зал посвящён коллекции икон с роскошными окладами, многие из которых датируются XVI веком. Их искусная отделка и духовная значимость вызывают трепет у посетителей.

Верхняя буфетная

Здесь представлены работы импрессионистов. Свет, проникающий через витражи, оживляет картины, создавая неповторимую атмосферу.

Посещение музея станет незабываемым подарком для всех, кто ценит историю и утончённую красоту.

Информация для посетителей

Адрес: набережная реки Фонтанки, 21.

Режим работы:

Музей открыт ежедневно с 10:00 до 21:00. Кассы работают с 9:30, продажа билетов заканчивается за 45 минут до закрытия. Билеты можно приобрести заранее на официальном сайте музея. Вход осуществляется строго по сеансам, продолжительность которых составляет 60 минут. Максимально допустимое количество участников в группе — 15 человек.

Для удобства посетителей доступны аудиогиды, а также путеводитель по экспозиции, размещённый на сайте музея. Любители более подробного изучения могут заказать индивидуальные или тематические экскурсии, например, посвящённые деятельности Фаберже или коллекции икон. Все условия и актуальная информация указаны на официальном сайте.

Для юных гостей предусмотрены не только экскурсии, но и увлекательные творческие занятия.

Как добраться

От станции метро «Гостиный двор» до музея всего 10 минут пешком.

До музея можно добраться на общественном транспорте. Автобусы № 7, № 24, № 27 и троллейбус № 10. Выходить на остановке «Литейный проспект», затем перейти через мост, повернуть направо и пройти 100 метров до входа.