Содержание
Большой Екатерининский дворец Александровский дворец Царскосельский лицей Знаменская церковь Александровский парк Феодоровский собор Египетские ворота Китайская деревня Арсенал Ратная палата Белая башня Баболовский дворец Екатерининский парк Камеронова галерея Скрипучая (китайская) беседка Павильон «Грот» Турецкая баня Мраморный мост Чесменская колонна Историко-литературный музей Софийский собор Информация для посетителейДостопримечательности Царского села
Маленькое поместье Саарская Мыза благодаря императорам и императрицам превратилось в Царское село с дворцами и парками, созданными величайшими архитекторами: Б. Растрелли, Д. Кваренги, Ч. Камерон, В. Стасовым и другими.
В городе Пушкин площадью 200 квадратных километров находятся не только прекрасные памятники архитектуры XVIII-XIX веков, но и интересные выставки внутри музейного комплекса. В "Царское Село" входят Екатерининский, Александровский и Баболовский парки, на территории которых находятся роскошные дворцы и многочисленные павильоны, выполненные в разных архитектурных стилях. В 1990 году дворцово-парковый комплекс включён в перечень Юнеско.
Царское Село, без преувеличения, является одной из жемчужин культурного и исторического наследия не только России, но и всего мира. Рассказываем о месте, где время словно остановилось, несмотря на ветра перемен и революции, которые сильно изменили облик этой усадьбы. Здесь каждое здание, каждая аллея и лодка на водах его прудов несут в себе отголоски прошлого, рассказывая истории о жизни царей, их семей и придворных.
Большой Екатерининский дворец
Центральный элемент и главный символ дворцово-паркового ансамбля, который стоит видеть своими глазами хотя бы раз в жизни. Современный вид дворца сложился в результате перестройки дворца. В период с 1717 года по 1724 год был построен первый двухэтажный дворец с подсобными постройками, который получил название "Каменные палаты" Екатерины I. При царствовании Елизаветы Петровны дворец основательно перестроили с 1740—1750-е года, сделав роскошную летнюю резиденцию. В 1751-1756 годы во дворце архитектор Ф. Б. Растрелли провел перестройку, создав облик, который сохранился до наших дней.
В 1755 году сюда из третьего Зимнего дворца был перенесен Янтарный кабинет. Многие путешественники приезжают специально смотреть воссозданный шедевр, чтобы больше узнать об истории янтарной комнаты. Бывает, что для входа в янтарную комнату посетители стоят в очереди несколько часов, билеты можно купить только в кассе Екатерининского дворца.
Дальнейшие работы Растрелли были связаны с украшением апартаментов дворца, появлением скульптур и парковых павильонов на увеличенной территории сада. На европейский манер мастер создал Парадную анфиладу с золоченой резьбой протяжённостью вдоль всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
Следующим этапом оформления парадных и жилых залов дворца считаются 1770-е годы, когда шотландский архитектор Камерон выполнил отделку апартаментов в связи с увлечением императрицы Екатерины II античным искусством.
Утончённая красота, строгость декоративного оформления и особая изящная отделка отличали интерьеры Арабесковой и Лионской гостиных, Китайского зала, Купольной столовой, Серебряного кабинета, Синего кабинета (Табакерки) и Опочивальни, которые были утрачены в Великую Отечественную войну и до сих пор не восстановлены. Екатерина Великая про престиж государства российского не забывала даже в дворцовых интерьерах, поэтому расширила Янтарную комнату, а Большой тронный зал и ныне украшают пышные гобелены, великолепные люстры и золотое панно.
Зелёную столовую, Официантскую, Опочивальню, Парадную голубую и Китайскую голубую гостиные, предназначенные для великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I и его супруги Марии Федоровны, воссоздали сотрудники Ленинградской школы реставраторов. Теперь на уникальные интерьеры, созданные шотландским архитектором Камероном приходят ежедневно посмотреть множество туристов.
В 1817 году император Александр I заказал архитектору В. П. Стасову создать Парадный кабинет вместе со смежными комнатами, оформленными в едином духе, прославляющем блестящие победы русской армии в Отечественной войне 1812 года. Парадную лестницу, завершающую анфиладу дворца спроектировал в 1860–1863 годах Монигетти в стиле "второго рококо".
Александровский дворец
В северной части Александровского парка находится дворец, созданный Кваренги в 1796 году, согласно распоряжения Екатерины II по случаю бракосочетания её внука — великого князя Александра Павловича, будущего императора Александра I с великой княжной Елизаветой Алексеевной. Отделочными работами занимались известные архитекторы Л. Руска, К. Макер, С. Черфолио, А. А. Тон, В. П. Стасов, Д. Е. Ефимов, А. И. Штакеншнейдер, А. Ф. Видов, С. А. Данини, Р. Ф. Мельцер.
В конце XVIII — начале XIX века дворцовые интерьеры оформлялись русскими и иностранными мастерами: Шпонгольцом -столярные работы, Моклордом создавалась лепнина, Джакомо и Феррари расписывались плафоны и стены.
Залы Парадной анфилады вдоль фасада дворца были облицованы искусственным мрамором. Центр анфилады занимает зал с тремя широкими арками, среднюю часть которого называют Полукруглым залом, зал с восточной стороны- Портретным, а с западной — Бильярдным (или Мраморной гостиной).
С левой стороны Парадная анфилада заканчивается Залом с горкой, из которого можно попасть в Библиотеку и Угловую гостиную. Правый угол при последних владельцах занимала дворцовая Церковь, при Николае I — Опочивальня. Правый флигель дворца занимал Концертный зал, примыкавший к Угловой гостиной.
Великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III — внук Николая I левое крыло Александровского дворца использовал в качестве летней резиденции, однако, став императором, стал предпочитать Гатчинский. В 1904 году Александровский дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II, родившегося в Царском Селе в 1868 году и относившегося с особой теплотой. Отсюда в августе 1917 года императорскую семью отправили в ссылку в Тобольск. В 1910 и 1913 году в Александровском дворце принимали послов и иностранных деятелей в честь 200-летия Царского Села и 300-летия Дома Романовых соответственно. В 1918 году Александровский дворец был открыт для посещения как государственный музей, экспозиция которого состояла из исторических интерьеров на первом этаже в центральной части здания и жилых апартаментов семьи Романовых в правом флигеле дворца. Во время ВОВ в Александровском дворце размещались немецкие и испанские войска, на площади перед дворцом хоронили нацистов. В 1946 году помещения дворца заняла Академия наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы и размещения экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина. В 1947–1951 годы проводились восстановительные работы интерьеров времен императоров Николая I и Николая II по проекту архитектора Л. М. Безверхнего.
Царскосельский лицей
Корпус учебного заведения, пристроен к Екатерининскому дворцу с правой стороны. Местные жители и гости города любят бывать в этом заведении, ведь экспозиция, тесно связана с именем великого пота- А.С. Пушкина.
Знаменская церковь
Лицейский сад с храмом в честь иконы Знамения, построенным в 1747 году, часто меняющим облик и число алтарей, выглядит очень живописно и красиво. После войны помещения церкви использовались под мастерские. Реставрация в начале 60-х годов вернула первоначальный вид действующей церкви.
Александровский парк
Напротив дворца расположен главный вход в парк площадью 188 га, состоящего из Нового сада, созданного в 1740-е годы по проекту Н. Жирара, и пейзажного парка1790-х годов с тремя прудами и насыпными холмами. В парке хорошо гулять в любое время года. Здесь можно найти редкие деревья, оригинальные архитектурные сооружения начала XIX века. Из парка можно выйти к Феодоровскому собору.
Феодоровский собор
Храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери возводили с 1909 по 1912 годы для пехотного полка и конвоя по распоряжению Николая II. Позднее он стал приходским, в том числе для царственного семейства. Построенный рядом городок для проживания священников, имеет сходство с Коломенским дворцом в Москве. В 1933 году при советской власти храм был закрыт и отдан под клуб. Восстановление пострадавшего здания от обстрелов в ВОВ началось в 1985 году. В 1991 году было совершено первое богослужение. Тогда же удалось случайно найти чтимую икону, закопанную жителями в парке после закрытия храма.
Египетские ворота
Являются одним из самых примечательных объектов за счет необычной конструкции и богатой истории с 1830 года. Данное сооружение представляет собой две кордегардии, украшенные панелями на сюжеты египетской мифологии, долгое время выполнявшие функцию сторожевых башен.
Китайская деревня
В 1755 году в Александровском парке насыпали холм Парнас, позже возвели китайскую деревню, украсив аллеи скульптурами. в планах Екатерины II это должна была быть масштабная копия популярных в Европе китайских «деревень». Изначально стены домиков были облицованы фаянсовой плиткой, изготовленной на фабрике Конради в Красном Селе. Но при первых же морозах плитка потрескалась. В 1780-е годы по распоряжению Камерона оштукатуренные здания расписали «шахматами», изогнутые крыши с фигурами фантастических драконов «под рыбью чешую». Этот восточный декор был частично утрачен в 1820-х годах из-за перестройки под руководством архитектора В. П. Стасова. После ремонтных работ с 1817 по 1822 г. В. П. Стасов соединил их попарно и перепланировал для жилья. Одновременно А. Менелас разбил возле домиков 17 садиков. Дальнейшее приспособление домиков проводил в середине XIX века архитектор И. Монигетти. В XIX веке Китайскую деревню использовали как апартаменты для гостей.
Арсенал
Павильон в готическом стиле появился в Александровском парке в 1834 году. Внутри находилась богатая коллекция оружия Николая I, включая мечи, копья, луки и стрелы. Сейчас здесь располагается множество экспонатов из коллекции, личные вещи русских императоров и их семей.
Ратная палата
Музей «Государева ратная палата» в неорусском стиле специально строили в 1913 году для выставки документов и русского оружия, а также картин, подаренных Николаю II вдовой С. Третьякова, брата знаменитого коллекционера и основателя московской галереи. Однако, в 1917 году музей был закрыт. Позднее здание отдали под жилье и реставрационные мастерские. Сегодня здесь располагается музей истории Первой Мировой войны.
Белая башня
Белая башня выполнена в форме средневекового замка и украшена многочисленными архитектурными деталями, включая башенки, крепостные стены и бойницы. Главная башня-донжон с учебными комнатами, спальней, библиотекой, гардеробной, а также ворота-руины, вал и ров построены по проекту архитектора Менеласа для отдыха и игр детей императора Николая I. Смотровая площадка, расположенная на высоте 37,8 метров, позволяла увидеть окрестности.
Баболовский дворец
На окраине Баболовского парка стоит дворец, построенный в 1785 году, как подарок для Григория Потемкина -фаворита Екатерины I. От разрушенного дворца остался кирпичный свод над огромной ванной, изготовленной в 1820 году из цельного гранита весом 48 тонн, высотой 1,96 м, диаметром 5,33 м и глубиной 1,52 м.
Екатерининский парк
Для оформления Екатерининского парка площадью не менее 107 га были выбраны два садово-парковых стиля: регулярный -старый сад (голландские мастера садово-паркового дел Роозен и Фохт) и пейзажный английский парк (мастера садово-паркового дел. Буш и Ильин). В 1770-х годах в пейзажном саду архитекторами Нееловыми были построены: Адмиралтейство, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны. Это место представляет собой идеальное сочетание архитектуры, природы и искусства, создающее неповторимую атмосферу уединенности и тишины. Дорога вдоль Большого пруда приведёт к Камероновой галерее, затем пройдите к Екатерининскому дворцу и главному выходу.
Камеронова галерея
Галерея на склоне холма служила для прогулок императрицы Екатерины II в плохую погоду, и проходили парадные обеды в праздники. Для отделки первого этажа Чарльз Камерон использовал необычный пудостский камень, добытый в окрестностях Петербурга. Цветом и фактурой камень напоминает времена античной эпохи. Второй этаж украшали бронзовые бюсты выдающихся поэтов, философов и полководцев. В центральной части второго этажа автор специально увеличил окна, чтобы придать зданию необыкновенную прозрачность. В нижних, фрейлинских, жилых комнатах сейчас проходят временные выставки.
Скрипучая (китайская) беседка
В 80-е годы XVIII века сверху небольшого павильона около Верхних прудов устроили летнюю беседку. Название «Скрипучая» связана со звуками от движения трех флюгеров. Сверху открывается панорамный вид на достопримечательности Екатерининского парка.
Павильон «Грот»
В середине XVIII века по личному распоряжению Елизаветы Петровны на территории Екатерининского парка итальянский архитектор Растрелли возвел павильон «грот» с лазоревыми стенами и белыми колоннами, украшенный лепным декором, изначально посвященный теме моря. После перестройки внутренних интерьеров архитектором Ринальди по приказу Екатерины II здесь стали храниться статуи и вазы из цветного камня.
Турецкая баня
Самый поздний объект возведен в 1852 году. Для создания послужила настоящая турецкая баня с бассейнами, фонтанами, мозаикой и мрамором, ранее расположенная в Адрианополе.
Мраморный мост
Мост между Большим и Лебяжьим прудами, построенный в 1774 году. Камень для строительства из Уральских гор, обработанный в Екатеринбурге служил для возведения гранитных опор, оснований и мраморной колоннады с портиками по краям.
Чесменская колонна
На соседнем острове установлена Чесменская колонна — памятник, посвященный победам в русско-турецких войнах второй половины XVIII века. На вершине колонны в честь генерала графа Алексея Орлова сидит орёл, ломающий лапами полумесяц — символ Османской империи.
Историко-литературный музей
Сюда нужно сходить, чтобы увидеть археологические находки, старинные фотографии улиц и домов Пушкина, предметы быта, произведения искусства.
Софийский собор
В честь военных побед России над Турцией решили заложить новый собор. Храм был построен в 1788 году для расквартированной лейб-гвардии в бывшем уездном городке – Софии и освящен в честь Вознесения Господня. Своды поддерживают четыре пилона и восемь колонн из красного гранита. В советские годы в здании собора были устроены склады. Службы возобновились в 1988 году благодаря усилиям митрополита Алексия (будущего патриарха). Софийский собор — одно из первых зданий в стиле русского классицизма, построенных в Санкт-Петербурге.
Информация для посетителей
Самая быстрая дорога из Санкт-Петербурга: от метро на автобусе- время в пути составляет 30 минут или пятнадцать минут на электричке от Витебского вокзала до станции «Царское Село».
От вокзала в Пушкине к Екатерининскому дворцу можно доехать на автобусах № 188, 273, 370, 373, 376, 380, 381, 382, 385, к Александровскому парку - № 371.
В центр города тоже можно добраться от станций метро синей линии:
- «Московской» – на К342, К545;
- «Звездной» – на 186, К347;
- «Купчино» – на 186, К286, К342, К347.
Посетить Царское Село — значит отправиться в удивительное путешествие, где вы можете полностью погрузиться в атмосферу прошлого. Именно здесь царь с женой и друзьями проводил свои дни, именно здесь лицеисты, в том числе и великий Пушкин, получали свое образование. Экскурсия по этому месту никого не оставит равнодушным. Откройте для себя мир, где история оживает.
Статьи