Исаакиевский собор — историческая справка
Сегодня Исаакиевский собор при площади 4 000 квадратных метров может вместить до 12 000 человек. Он является одним из самых знаменитых и больших соборов в мире, который начали строить в эпоху Петра I, а завершили при Александре II.
Материалы собора
Фасад здания облицован мрамором, толщина блоков которого составляет 40-50 сантиметров над интерьером работали различные именитые мастера того времени. на внутреннее убранство ушло 16 тонн малахита, и других пород, например, разноцветный мрамор редкого темно-красного оттенка.
Это — всего лишь одна из причин, почему стоит увидеть его своими глазами. Он имеет весьма драматичную историю из-за многократной перестройки. Первый, деревянный храм для рабочих верфи возвели в 1707 году на месте чертёжного амбара, расположенного в 20 метрах от Адмиралтейства. Храм был освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Пётр I. Пётр I осознавал, что деревянное здание не прослужит долго. Поэтому 6 августа 1717 года был заложен первый камень в архитектуру новой Исаакиевской церкви.
Второй храм
Второй каменный храм строился с 1768 по 1802 год по проекту Г. И. Маттарнови. В этом процессе участвовали несколько выдающихся архитекторов первой четверти XVIII века, включая Н. Гербеля, Г. Киавери и М. Земцова. Удлинённое каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами не отличалась уникальностью, своим внешним видом напоминало Петропавловский собор, построенный в то же время архитектором Д. Трезини. Церковь была расположена на неукреплённом берегу Невы, примерно на месте нынешнего памятника Петру I (Медный всадник). В 1735 году в собор ударила молния, вызвав пожар. Это событие сочли "божьим знамением", и храм был заброшен. Из-за оседания грунта в стенах и сводах здания появились трещины, и в 1763 году его разобрали.
Восстановление собора
Екатерина II, в честь памяти императора Петра I, сочла своим долгом восстановить Исаакиевский собор. Работы начались в 1768 году автор нового сооружения — архитектор Антонио Ринальди — спроектировал его в традициях древнерусской архитектуры пятиглавым с высокой трехъярусной колокольней со стороны западного фасада. Стены были полностью облицованы мрамором.
Обстоятельства сложились так, что Ринальди не смог завершить начатую работу. Строительство было доведено лишь до карниза, и после смерти Екатерины II оно прекратилось, а Ринальди уехал за границу. Строительство длилось 34 года. Храм был достроен во времена правления Павла I архитектором В. Бренна, который, по приказу императора, был вынужден упростить и изменить оригинальный замысел Ринальди. Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь оставшийся мрамор на строительство Михайловского замка, чтобы Исаакиевский собор смогли быстро достроить в кирпиче. В итоге здание выглядело нелепо: стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами. Третий собор не соответствовал облику и не украшал центр столицы российской империи - качество постройки оставляло желать лучшего.
Строительство собора
Во время богослужения огромный кусок штукатурки упал с потолка храма, вызвав панику среди верующих. Здание явно требовало серьезного ремонта. Однако император Александр I решил подойти к проблеме радикально и приказал перестроить собор. На этот раз целью было сделать Исаакиевский собор главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект.
Создание четвёртого здания Исаакиевского собора задержала Отечественная война 1812 года. В 1816 году император Александр I распорядился возобновить проектирование храма. Однако второй конкурс не выявил архитектора, который мог бы справиться с этой задачей. Тогда император поручил инженеру Августу Бетанкуру, председателю Комитета по делам строений, найти подходящего специалиста. В конкурсах приняли участие известные зодчие, такие как Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, однако Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора Огюста Монферрана.
Строительство Исаакиевского собора с 1818 по 1858 годы осуществлялось при трех императорах - Александре I, Николае I и Александре II. Работу задерживали ряд причин — многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также необходимость возведения фундамента на болоте. Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента пришлось вбить 10 762 сваи и уложить на них два ряда отесанных гранитных блоков. На этой мощной опорной подушке и началось возведение собора. Проблемы также возникли при установке 48 монолитных гранитных столбов, каждый весом в 114 тонн, предназначенных для портиков. Тысячи крепостных доставляли эти колонны в Петербург из Финляндии. Для их подъема построили специальные леса и установили вороты-кабестаны, с помощью которых монолиты приводили в вертикальное положение.
Церемония установки первой колонны
В марте 1822 года, в присутствии царской семьи и множества горожан, была поднята первая колонна. Торжественная церемония подъёма и установки первой колонны северного портика вызвала особый интерес. Последнюю установили только через восемь лет, после чего началось строительство стен. Толщина стен составляла от 2,5 до 5 м. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 40—50 см, внутренней — 15—20 см. Она выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, с помощью железных крючьев (пиронов), вставленных в специально высверленные для этого отверстия. Для устройства кровли были изготовлены стропила из кованого железа. Доставка строительного материала от берега Невы к строительной площадке осуществлялась по приобретённым за границей рельсам. Работы велись круглыми сутками при любых погодных условиях.
Поднятие купола
Когда собор был почти завершён, на крышу подняли огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. При золочении использовали так называемый огневой метод: на медные листы наносили сплав золота и ртути, а затем нагревали листы и выпаривали ртуть. На куполе водрузили крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, но сохранил пятиглавие, разместив по углам здания башни с куполами. Скульптурное оформление экстерьера по желанию Николая I было дополнено восемью фигурами ангелов над пилястрами и четырьмя группами ангелов со светильниками по углам здания. Восточный и западный портики собора имеют по восемь колонн, а северный и южный - по шестнадцать. Вход в храм — три внушительные двери из дуба и бронзы, площадь каждой — 42 кв.м, высота створок — почти 7 м. Каждая створка состоит из четырех кессонов, внутри которых расположены рельефы и статуи. С середины 1845 г. до начала 1847 г. художник Карл Брюллов работал над плафоном.
Отель Hilton в Санкт-Петербурге
Исследуйте роскошь и комфорт отеля Hilton, расположенного в сердце Санкт-Петербурга. Идеальное место для деловых и туристических поездок.
Возведение собора стало важным этапом в истории русской строительства благодаря грандиозности и сложности инженерных задач. Из проекта Кленце был реализован лишь витраж алтарной части, изображающий Воскресшего Спасителя в рост. Строительство здания в стиле классицизма было завершено в 1848 году, однако для отделки интерьера потребовалось ещё 10 лет. Таким образом, строили современный четвертый собор 40 лет. В связи с длительным строительством в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки из-за ясновидца, который предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства. Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор, которому удалось создать шедевр русского зодчества, на самом деле умер вскоре после окончания строительства Исаакиевского собора- главного на его жизненном пути. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, провозглашённого кафедральным собором Русской Православной Церкви, состоялись 11 июня (30 мая по старому стилю) 1858 года.
Собор в советский период
12 апреля 1931 года здесь был открыт один из первых в советской России антирелигиозных музеев. В 1931 году в храме установили маятник Фуко, который наглядно доказывал факт вращения нашей планеты. В годы Великой Отечественной войны (ВОВ) в соборе сберегались ценности музеев пригорода и Летнего дворца Петра I. Купол собора и звонницы здания при обстреле города немцы должны были использовать как ориентир. В начале блокады их покрыли краской защитного цвета, окна заложили кирпичом, люстры (весом по 2,9 тонны каждая) сняли. Службы возобновили в 90-м году прошлого века, сейчас они проходят постоянно. Сейчас у посетителей имеется уникальная возможность видеть гигантские иконы из мозаики.
От станции метро «Адмиралтейская» до Исаакиевского собора идти пешком не больше 10 минут.
Статьи
Смотрите также
Классический массаж
Классический массаж руками - профессиональный медицинский метод, направленный на улучшение самочувствия пациента.
Петергоф
Внутригородское муниципальное образование в составе Петродворцового района.
Памятник медный всадник в Санкт-Петербурге
Что посмотреть в Санкт-Петербурге за один день
Санкт-Петербург является одним из самых популярных городов России у туристов со всего мира.