Государственный Эрмитаж: вчера, сегодня, завтра
Эрмитаж - российский музейный комплекс в Санкт-Петербурге, первые отдельные здания которого были заложены еще при императрице Елизавете и до сих пор вызывают восторг у современных мировых экспертов. Согласно приказа Екатерины II отстраивались здания Эрмитажа для хранения собранной коллекции изящных скульптур, гениальных произведений живописи и декоративно-прикладного искусства. Сегодняшний комплекс на Дворцовой площади состоит из пяти исторических зданий, среди них здание Главного штаба и Зимний дворец, который считается основным, а также дворец Меншикова, расположенный на Университетской набережной.
Содержание:
- Общая информация
- История Эрмитажа
- Коллекции музея
- Туристам
Общая информация
Впечатление, которое остается от посещения Государственного Эрмитажа описать словами сложно. Роскошь и великолепие, царящие здесь, ошеломляют с первых шагов по торжественной Иорданской лестнице. Кажется, что время застыло в величественных залах среди огромных ваз их малахита, саркофагов из Египта и амфор из Греции, картин величайших живописцев и скульптур знаменитых мастеров из Европы. Здесь хранятся всемирно признанные шедевры, такие как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Мадонна Коннестабиле» и «Святое семейство» Рафаэля, «Лютнист» Караваджо, картины Тициана, Мурильо, Эль Греко и многих других известнейших живописцев. Эрмитаж обладает лучшей в мире коллекций французской живописи конца XIX - начала XX в., которая насчитывает около 3000 полотен, в нее входят 14 произведений основоположника импрессионизма Клода Моне, уникальная коллекция полотен постимпрессионистов: 18 картин Поля Сезанна, 19 шедевров Поля Гогена, восемь — Винсента ван Гога.
История Эрмитажа
В середине XVIII века строительство комплекса началось с возведения Зимнего дворца по заказу Елизаветы, над которым с 1754 по 1762 год трудился архитектор Франческо Растрелли. Первоначально был проект в пышном стиле барокко, но в дальнейшем значительную часть интерьеров изменили в соответствии с требованиями классицизма.
Вскоре после окончания строительства Зимнего дворца, пришедшая к власти Екатерина II допустила появление Эрмитажного театра, Большого и Малого Эрмитажа, в 1764 году заложила основу коллекции будущего музея мирового значения. Первыми экспонатами титулованной покупательницы стали полотна фламандских и голландских мастеров. В это же время для развлечений императрицы Юрий Фельтен строит двухэтажный барочно-классицистический дом. Через пять лет галерея висячих садов соединила его с корпусом, спроектированным Жан-Батист-Мишелем Валлен-Деламотом. Этот ансамбль назвали Малым Эрмитажем.
В период с 1771 года по 1787 год на берегу Невы по проекту Фельтена построили и Большой Эрмитаж, поскольку коллекции книг и картин разрослись и не помещались в старых помещениях. Через 5 лет Джакомо Кваренги, создатель Эрмитажного театра, завершил пристрой к нему. При Екатерине в фонды музея поступали работы крупнейшего итальянского мастера Рембрандта, на втором этаже Зимнего дворца был оформлен роскошный Георгиевский зал.
Эрмитаж в XIX веке
Эрмитажу после завершения Отечественной войны 1812 года досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона. Война с французами наложила отпечаток на облик Эрмитажа. Чтобы увековечить героев военных сражений, в залах Зимнего дворца появились портреты полководцев, рельефы с патриотической символикой.
Во время царствования Николая I над внутренним убранством работал Александр Брюллов, брат знаменитого живописца. Вместе с Василием Стасовым после разрушительного пожара 1837 года он восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы. Специально для коллекций живописи группа архитекторов в 1852 году построила Новый Эрмитаж, воплотив основные детали проекта немецкого архитектора Лео фон Кленце. Над интерьерами Большого Эрмитажа и Зимнего дворца работал Андрей Штакеншнейдер. В 60-80-х годах коллекция музея была пополнена работами Леонардо да Винчи, Рафаэля, образцами декоративно-прикладного и художественного искусства Европы. Сюда было переведено собрание оружия из Арсенала Царского села.
История комплекса в XX веке
В Эрмитаже во время Первой мировой войны был организован госпиталь. После Февральской революции во дворце заседало Временное правительство, которое было арестовано во время большевистского переворота. Государственным музеем Эрмитаж стал 12 ноября 1917 года. До Второй мировой войны за счет национализации частных собраний и объединения разных музеев, коллекция существенно выросла, из союзных республик пришли ценные экспонаты. Во время войны собрание было эвакуировано в Свердловск, а начиная с ноября 1945 года коллекция Эрмитажа была возвращена обратно.
С 1981 года посетителей Эрмитажа начал принимать дворец Меншикова с экспозицией, которая посвящена культуре и быту времени правления Петра 1. В 90-е годы в Эрмитажном театре открылся «Зимний дворец Петра I», а часть экспозиции переехала в Главный штаб.
Современное состояние
В XXI веке Государственный Эрмитаж открывает выставочные центры в Лондоне и Лас-Вегасе, Амстердаме, Казани, Ферраре, Выборге. Реконструируется Большой парадный двор, открывается новый вход в Эрмитаж. В ведение комплекса переходит собрание Ломоносовского фарфорового завода.
Коллекции музея
Осмотреть собрание Эрмитажа за один визит физически невозможно, поэтому посетителям предлагают самостоятельно разрабатывать маршруты в соответствии со своими интересами. С архитектурной точки зрения наиболее привлекательны интерьеры Зимнего дворца, а шедевры живописи сосредоточены в залах Большого и Нового Эрмитажа.
Зимний дворец
Основная экспозиция первого этажа Зимнего дворца – древнее искусство и археология, на втором этаже – коллекция произведений живописи Англии и Франции XVI-XVIII вв. и интерьеры различных эпох, расположенные в различных залах: Тронном, Александровском, Большом, Концертном, камерные помещения, принадлежавшие императрице Марии Александровне и семьи последнего императора, на третьем этаже – классическое искусство стран Азии.
Малый Эрмитаж
С Зимним дворцом здание Малого Эрмитажа соединяется Сивковым переходом с площадкой, который был назван в память архитектора советского периода Эрмитажа Александра Сивкова. Он объединил все здания в музейное пространство. Здесь хранятся мозаики, саркофаги и рельефы Древнего Рима. Павильонный зал, стены и потолок которого выполнены из позолоты и хрусталя, а окна выходят на Неву, в середине XIX века был оформлен Штакеншнейдером. Здесь экспонируются четыре копии Бахчисарайского фонтана, разнообразные мозаики. Основным экспонатом является бронзовый часовой механизм «Павлин» - работа английских мастеров XVIII века, который до сих пор функционирует. Его «пение» можно услышать каждую среду, в 19 часов. Со стороны Зимнего дворца в Романовской галерее хранятся фаянсовая посуда и средневековые экспонаты, которые украшены эмалями, резьбой по дереву и слоновой кости. По галереи посетители приходят в зал голландской и фламандской живописи. В Петровской галерее на противоположной стороне от Романовской, хранятся картины и скульптуры Германии XV-XVIII веков.
Старый (Большой) Эрмитаж
Советская лестница из белого и розового мрамора, возведенная в середине XIX века по проекту Штакеншнейдера на месте Овального зала, от которого остался духоподъемный плафон с изображениями богини Минервы и русского юношества ведет с первого этажа Старого Эрмитажа на второй, выставочный. Название лестницы не имеет к СССР никакого отношения: в XIX веке здесь располагался Государственный совет.
По сравнению с внушительным Зимним дворцом и Новым Эрмитажем здание Большого Эрмитажа не велико. Однако скромная площадь компенсируется ценностью коллекций, ведь в Невской анфиладе хранятся шедевры итальянских мастеров Возрождения: фрески Фра Беато Анджелико, рельефы Антонио Росселино, алтарь Сандро Боттичелли, «Святой Себастьян» Пьетро Перуджино, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Святой Георгий» Тинторетто. В зале Леонардо да Винчи выставлены «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», воспроизведены французские интерьеры XVII века. В зале Тициана можно увидеть «Данаю» и «Святого Себастьяна».
Новый Эрмитаж
Главный фасад Нового Эрмитажа, украшенный мощными гранитными фигурами знаменитых атлантов работы скульптора Теребенева, выходит на Миллионную улицу, поскольку на набережной Невы уже не оставалось для него места.
Многие залы украшены медальонами, мозаиками в стиле различных исторических эпох, ведь по проекту Лео фон Кленце предусматривалась полная гармония между экспонатами и дизайном стен, потолков, паркета. На первом этаже представлены образцы античного искусства. К выставочным залам ведет Главная мраморная белая лестница, которая окружена колоннами из гранита. В зале с 12-ю зелеными гранитными колонными и мозаичными полами, расположены древнейшие находки, а стены украшены росписями, которые имитируют древнеримские.
В центре другого зала стоит 19-тонная Колыванская ваза, изготовленная из зеленовато-серой яшмы в 1843 году. По периметру расставлены скульптуры из мрамора эпохи императора Траяна. Огромная статуя Громовержца, вывезенная из загородного дома императора Домициана, экспонируется в сводчатом зале Юпитера. Убранство домов знатных римлян и греков воспроизведено в античном дворике со статуями. Мраморные фигуры украшают и зал Диониса. В греческих залах представлены подлинные вазы и копии работ таких знаменитых скульпторов, как Фидий, Мирон, Поликтет.
Самые ценные живописные собрания Нового Эрмитажа хранятся на втором этаже. В зале Рембрандта собраны 23 работы, в том числе «Возвращение блудного сына» и «Даная», защищенная особо прочным стеклом после нападения вандала. В зале Рафаэля представлена итальянская керамика, работы учеников знаменитого живописца, а также его шедевры - «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».
В центре здания - анфилада из трех залов с верхним освещением, так называемый «просвет». Малый итальянский просвет украшает цветная лепнина и работы камнерезов России. В Большом зале хранятся картины итальянских художников крупного формата. Сохранилась оригинальная мебель, которая была выполнена по эскизам Монферрана и фон Кленце. В Испанском просвете экспонируются произведения Веласкеса, Сурбарана, Мурильо.
Эрмитажный театр
Здание было возведено на месте Зимнего дворца Петра I. Архитекторы смогли восстановить под сценой часть цокольного и первого этажа. Со стороны Дворцовой набережной можно осмотреть кабинет, столовую и парадный двор с санями Петра I.
Интерьер фойе театра выдержан в серовато-голубых тонах, пышность тяжелых люстр подчеркивает изысканность потолочных картин, медальонов и лепнины. В зрительном зале, так же как в античном амфитеатре, установлено 6 скамей полукруглыми рядами. Здесь проходят спектакли и концерты силами собственного оркестра, а также певцов, приглашенных из Мариинского театра, благодаря созданным идеальным акустическим условиям для камерной оперы.
Дворец Меншикова
Барочное здание - первое капитальное строение из камня, построенное в Санкт-Петербурге, которое стоит на Университетской набережной. Пока Меншиков был жив, во дворце проходили развлекательные мероприятия царского двора. Впоследствии здание стало невостребованным и так обветшало, что реконструкция в ХХ веке растянулась на несколько десятилетий. Некоторые помещения до сих пор не восстановлены. В 1981 году после передачи здания Эрмитажу было решено воссоздать интерьеры первой трети XVIII века – анфилады парадных залов и Ореховый кабинет.
Здание Главного штаба
Последнее приобретение музея – два здания, которые объединены триумфальной полукруглой аркой архитектора Карло Росси в честь победы Российской империи в войне 1812 года. Главный штаб музея - это трехэтажное здание с вытянутыми строгими фасадами, монотонность которых нарушают белоснежные коринфские колоннады. Сейчас в части Главного штаба заседают по-прежнему представители военных ведомств. Часть коллекций европейской живописи из Зимнего дворца перехала сюда.
Туристам
Главная часть комплекса «Государственный Эрмитаж» расположена на Дворцовой площади, к северу от станции метро «Адмиралтейская». Эрмитажный театр отделен от Зимнего дворца Зимней канавкой. Чтобы войти во дворец Меншикова, нужно просто перейти по Дворцовому мосту, пройти мимо Кунсткамеры к юго-западу по Университетской набережной примерно полкилометра. Возле станции метро «Ломоносовская» расположен музей Императорского фарфорового завода.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, дом 2.
Часы работы Эрмитажа.
- вт 11:00–20:00; ср,чт 11:00–18:00; пт,сб 11:00–20:00; вс 11:00–18:00
- Музей не работает по понедельникам, в Новый год и в День Победы
- Каждый третий четверг месяца попасть в музей можно – бесплатно. Кроме того, Эрмитаж можно посетить безвозмездно 8 марта (для женщин), 18 мая и 7 декабря.
С мая по октябрь - в разгар туристического сезона посетители с интернет-билетами попадают в здание через Шуваловский проезд со стороны Миллионной улицы, чтобы избежать очередей у кассы. Помимо входа через «главный турникет», в Эрмитаже есть еще несколько проходов для посетителей с разными видами билетов или в случае групп обзорных экскурсий.