Павловский дворец в Царском селе и парк резиденции Павла 1

Северная столица каждый год привлекает тысячи туристов. Пригороды Санкт-Петербурга не менее интересны, чем центр города. К примеру, в Павловске находится музей-заповедник. Величественный и парадный Павловский дворец, построенный на возвышенности у реки Славянки в 37 км от Санкт-Петербурга, рядом с Царским Селом, являлся бывшей резиденцией императора Павла I, которую хорошо видно со всех точек города Санкт-Петербурга. В создании архитектуры дворца участвовали такие знаменитые мастера, как: Чарльз Камерон и Винченцо Бренна, Андрей Воронихин, Карло Росси и Джакомо Кваренги.

Содержание:

  1. Екатерина II, Елизавета Петровна и Павел I
  2. Противоречивые отношения Екатерины II с сыном Павлом I
  3. Из истории Павловского дворца
  4. Павловский дворец и его первые хозяева
  5. Внешний вид дворца
  6. Жилые и парадные помещения
  7. Парк Павловского дворца

Екатерина II, Елизавета Петровна и Павел I

Появлению Павловского дворца предшествовали события, которые были связаны с императорским двором России. Когда к власти пришла дочерь Петра Великого - императрица Елизаветы Петровны, которая не имела детей, то она стала задумываться о наследии престола. Государыня решила передать власть своему племяннику, сыну герцога Голштанского и старшей дочери Петра I - Анне Петровне. Племянник шведского короля Карла XII - шведский наследник русского престола Карл-Петр-Ульрих прибыл в Россию и принял православие с именем Петра Федоровича, к которому было приказано добавлять: «Внук Петра Великого». Елизавета Петровна 7 ноября 1742 года объявила племянника-лютеранина наследником российского престола. Наследнику не понравилось жить в России, тогда тетушка решила его женить на Софии Фридерику Августу, хотя прекрасно знала, что племянник был влюблен в Елизавету -дочь генерала Воронцова. В 1744 году в Успенской церкви обвенчали будущую Екатерину II - 16-летнюю принцессу и 17-летнего наследника российского престола. Павел III – внук Петра Великого, обожал военное дело и часто маршировал в своих покоях, раздражая молодую жену. Он так и не выучил русский язык, хотя отлично владел несколькими языками: английским, французским и шведским. Брак у них не заладился, молодые супруги не могли терпеть друг друга. Однако Елизавету Петровну это не смущало, ведь она ждала внука. Первенца, который родился только спустя 9 лет после заключения брака, назвали Павлом I. Счастливая Елизавета Петровна окружила мальчика штатом нянек и воспитателей. Она тщательно контролировала встречи Екатерины II с сыном, поэтому со временем мать и сын отдалились друг от друга. Будущая императрица Екатерины II не любила Павла, поскольку он был ребенком, рожденным в угоду Елизаветы Петровны от нелюбимого мужа. В 1762 году после смерти Елизаветы Петровны Петр III занял престол и начал преобразования, которые не понравились умной и расчетливой супруге. Наследник Елизаветы Петровны царствовал в течении 186 дней, так и не успев короноваться. Петр III при загадочных обстоятельствах 28 июня 1762 года был свергнут с престола, арестован и убит. На российский трон воцарилась Екатерина Великая, которая пообещала передать правление сыну Павлу. А сын страдал от отношений с матерью, поскольку ее ненависть к мужу перенеслась и на него. Сын Павел знал, что по приказу матери был убит отец, поэтому затаил глубокую ненависть.

Противоречивые отношения Екатерины II с сыном Павлом I

Екатерина, несмотря на обиды и недомолвки, стала привлекать Павла к государственным делам. Она обнаружила, что у нее с сыном в этих вопросах полностью противоположные мнения. Павел вырос без материнской любви и заботы и не поддерживал императрицу. Внешне он был похож на отца, а характером и умом пошел в мать. Екатерина почувствовала, что сын опасен, поэтому она мечтала передать престол внуку в обход его отца - законного наследника. В декабре 1773 года родился первенец в семье Павла I и Марии Федоровны. Бабушка не разрешила родителям даже взглянуть на младенца и занялась сама его воспитанием. Екатерина, которая ненавидела своего сына, страстно любила внука и хотела вылепить из него идеального государя. Александр I купался в любви, рос добрым и любознательным ребенком. Екатерина считала, что не обязательно любимому внуку дожидаться смерти отца, чтобы взойти на престол. После рождения внука императрица своей невестке Марии Федоровне за то, что отобрала у нее первенца, сделала подарок: 362 десятины земли вместе с крестьянами в 5 верстах от Царского Села. Здесь супруги возвели резиденцию. 17 ноября 1796 года после смерти государыни 42-летний Павел I стал императором.

Противоречия с матерью Екатериной II наложили отпечаток на недолгое царствование наследника. Павел лишил женщин права наследовать трон, теперь власть передавалась по мужской линии - от отца к сыну или брату. Павел ослабил привилегия дворян, а положение крестьян улучшил. В военной сфере Павел отменил указы фаворита матери Потемкина. Архитектурные вкусы нового монарха также отличались от веяний екатерининской эпохи. Павел приказал снести здания, которые были возведены по приказу Екатерины II, а некоторые из них переоборудовал под казармы. Дворцы были перестроены в форме замков с архитектурными элементами: канал, башни и разводной мост.

Из истории Павловского дворца

На подаренных землях Мария Федоровна и Павел I устраивают деревянные строения, которые имеют названия - Павлова утеха и Мариина долина. Было принято решение построить большой каменный дом на высоком холме над рекой Славянкой, поскольку великокняжеская семья увеличивалась. Екатерина II пригласила британского архитектора Чарльза Камерона, чтобы он спроектировал и построил трехэтажный дворец, с венчавшей его колоннадой, и двумя боковыми галереями. Дело шло медленно. Проект финансировала Екатерина II, на строительство денег постоянно не хватало, поэтому приходилось экономить на всем. Частые конфликты Павла с зодчим привели к тому, что строительство затянулось на 50 лет. Придворный зодчий Винченцо Бренна увеличил площадь дворца, построив вторые этажи, флигели и новые галереи, в 1806 году Пьетро Гонзаго расписал стену галереи фресками. Андрей Воронихин построил крыльцо с балюстрадами из мрамора и с застекленным балконом. Карло Росси в 1822 году разместил над галереей библиотеку с арочными окнами, а между ними бюсты философов. Через 2 года после убийства Павла I дворец пострадал в пожаре. На восстановление дворца потребовалось 3 года. Во время второго пожара в годы Великой Отечественной войны дворец серьезно пострадал, поэтому реставрация продолжалась в течении 30 лет. Дворцово-парковому ансамблю Павловска в 1983 году присвоили статус музея-заповедника.

Павловский дворец и его первые хозяева

Архитектор Камерон по приказу Павла I построил Павловский дворец не похожим на парадные великолепные резиденции времен Екатерины, Павел не хотел, чтобы бесконечные анфилады залов подавляли обитателей своими масштабами и ослепительным блеском. Дворец должен быть удобной и уютной загородной усадьбой, где спокойные тона строгой отделки подчеркивают изящность здания. Хозяева любили этот дворец, стремясь украсить его по тогдашней моде. Из путешествий по Европе, супруги привозили для дворца коллекции картин, скульптуры, мебель и книги. Они завезли собрание европейской графики и живописи, изделия из бронзы и мрамора, мебель и керамику, предметы интерьера. В мастерских Рима заказывали античные скульптуры и бюсты из мрамора. В Италии и Франции, Германии и Нидерландах покупали полотна известных живописцев. Внимание Павла I и его жены привлекали также русские художники, скульпторы и ювелиры. В Павловском дворце заняли почетное место - сервизы Императорского фарфорового завода, изделия из декоративных камней Екатеринбургской гранильной фабрики, картины Ф. Рокотова, О. Кипренского и И. Прокофьева. Интерьеры были оформлены бронзой и стеклом разных оттенков, а также мраморными вставками и драгоценными самоцветами. Стены были покрашены по штукатурке и оклеены обоями из шелка. Основным украшением залов являлись лепные карнизы и пилястры - выступы на стенах, которые были сверху украшены причудливыми капителями.

Внешний вид дворца

Золотисто-белая императорская резиденция в Павловске после вступления Павла I на престол служила в качестве загородной усадьбы, которая была построена на высоком берегу Славянки, и видна с самых дальних точек города. Винченцо Бренна - придворный архитектор и декоратор Павла I возвел над служебными корпусами второй этаж. Галереи колоннады выросли также на один этаж. Центральный корпус выделялся изысканной отделкой и изяществом, был увенчан плоским куполом на 64 колоннах. Закругленные галереи в виде подковы соединяют центральный корпус со служебными корпусами, образуя широкий парадный двор. Главный фасад украшен портиком из четырех сдвоенных колонн без фронтона-перекрытия. Белая колоннада образует открытые галереи. На боковых фасадах колонны расположены в неодинаковом ритме. Тонкий лепной фриз с листьями аканта -дополнительный декор, опоясывающий здание. На главном фасаде имеются три круглых барельефных медальона с аллегорическим изображениями. Фасады резиденции украшают императорские вензеля, короны и гербы, а также римские доспехи и трофеи. Когда Павел стал императором, с 1796 года дворец приобрел торжественный и парадный облик. После убийства Павла I здесь жила Мария Федоровна - его вдова, которая пережила супруга на 27 лет.

Жилые и парадные помещения

Павел Петрович и Мария Федоровна пользовались частью покоев на первом этаже. Парадные интерьеры оставляя для приема гостей и торжественных случаев. На первом этаже дворца были служебные и жилые комнаты императрицы, на втором - парадные залы.

Танцевальный зал

Угловой зал в северной части на первом этаже центрального корпуса использовался для проведения семейных праздников, танцев и игр. На стенах размещены зеркала и свечи. По периметру зала на фоне розово-голубых стен имеется фриз - тонкая лепнина в виде веток и ваз, придавая залу изысканность. Стены зала украшены картинами французского художника Г. Робера. На каминной полке – произведения французской художественной бронзы: таганы в виде женских фигур в античных хитонах. Между завешенными окнами находились консоли работы русских мастеров, на которых стояли японские вазы и французские канделябры в виде ваз с букетами лилий из золоченой бронзы. Красивая люстра была выполнена из золоченой бронзы и стержня из рубинового стекла.

Старая гостиная

Стены комнаты обиты зеленой тафтой, удачно выделяли мебельный гарнитур из золоченого резного дерева в стиле Людовика XVI. Заказанные в Лионе диваны и кресла из шелка с вышивками, находятся рядом с камином. На камине можно увидеть часы «Ночь» и бронзовые золоченые канделябры. С правой стороны у дивана –ломберный стол с перламутровыми фишками и щеточками для игры, а слева – столик со столешницей из зеленого мрамора, а треножник из бронзы. На потолке - золоченая бронзовая люстра, которая была выполнена мастерами из Петербурга.

Бильярдный зал

На первом этаже расположен угловой квадратный зал с сферическим сводом и с лепным орнаментом. Здесь русский гарнитур из красного дерева с латунными украшениями, ломберные столики из наборного дерева и стол, который отделан золоченой бронзой и фарфоровой вставкой. В зале есть уникальный музыкальный инструмент: клавикорд в корпусе из наборного дерева с клавишами, которые декорированы перламутром. На камине стоят кувшины и вазы-курильницы для ароматных трав в целях очищения воздуха. В центре зала – бильярдный стол из красного дерева с зеленым сукном.

Белая столовая

Белая столовая – наибольший зал в покоях первого этажа, здесь три большие застекленные двери, которые ведут на крыльцо. Стены имеют живописные виды собственного парка Павловского дворца, вместе с потолком декорированы лепниной. В углах – четыре мраморные вазы с изображением мифологических персонажей. Светильники из молочного стекла - над камином на цепях из золоченой бронзы. В зале раньше накрывали столы для обедов и ужинов, размещая «гербовый» сервиз на 606 предметов, который был подарен матери Марии Федоровне Николаем I.

Угловая гостиная

Мраморные лилово- сиреневые стены комнаты, разбиты на панно и украшены росписью под бронзу. Мебельный гарнитур, выполненный из волнистой березы с обивкой из шелка. На камине стоят канделябры, часы и вазы Императорского фарфорового завода. Перед окном установлена мраморная скульптура Венеры - богини красоты и любви. Люстра выполнены из янтарного стекла с накладками из золоченой бронзы.

Новый кабинет

Стены кабинета с искусственным мрамором, по центру которых – зеркала. Мебель в центре кабинета русской работы: стол-пюпитр с письменным набором из бронзы. На мраморном камине стоят французские часы из золоченой бронзы, а по углам – канделябры. На потолке - прекрасная люстра из золоченой бронзы с синим хрусталем.

Общий кабинет

Здесь собиралась семья Павла I с 10-ю детьми. Комната с 163 семейными портретами похожа на картинную галерею. В центре кабинета– бюро из красного дерева с бронзовым декором. У левой стены стоят два детских бюро и письменный стол Марии Федоровны из красного дерева.

Камердинерская

Камердинерская –круглая небольшая комната, которая предназначалась в часы деловых приемов для секретаря-камердинера. Здесь есть письменный стол и бюро из красного дерева с бронзовыми накладками.

Пилястровый кабинет

Кабинет так назван потому, что поверхности стен по периметру украшены пилястрами – вертикальными выступами. Кабинет предназначался для небольших приемов и аудиенций у императора. Гарнитур мебели из красного дерева: диван, кресла и стулья выполнены с золоченой резьбой. Мебель украшена вышивкой, которую сделала Мария Федоровна - искусная рукодельница. Кабинет украшен вазами из хрусталя, яшмы и синего стекла, а также обелиски из камня, канделябры и часы.

Кабинет «Фонарик»

Уютный кабинет был построен во дворце по проекту архитектора Воронихина. Он убрал наружную стену и заменил ее полукруглым «фонариком», который выступал в садик. Мраморная колоннада с застеклённым пространством между колоннами создает соединение кабинета с природой. Свод увеличивает высоту кабинета. Стены с нежно-зелёной окраской перекликаются с зеленью за окном. «Фонарик» – это любимый рабочий кабинет, личная библиотека и картинная галерея Марии Федоровны, где собрано 40 картин художников Западной Европы. Вдоль стен книжные– невысокие шкафчики, которые служат подставками для скульптур, каменных ваз и часов.

Туалетная комната

Стены туалетной комнаты облицованы белым искусственным мрамором, между окнами висит большое зеркало. В центре – стол из черного янтарного стекла с умывальным прибором, тазом и кувшином из сине-белого граненого хрусталя. Скромная мебель, кашпо для живых цветов. На каминной полке расставлены вазы из цветного стекла.

«Палатка»

Кабинет «Палатка» – это овальный будуар, стены которого облицованы белым искусственным мрамором. В центре полукруглый мягкий диван, вышитый коврик ручной работы с изображением красных попугаев в цветах. В нише стены – мраморный камин с цветными вставками, на полке –часы в виде колесницы с циферблатом, который вмонтирован в колесо. Дверь из «Палатки» ведет на балкон-веранду.

Египетский вестибюль

Египетский вестибюль – небольшое помещение с лепными карнизами, барельефами, со стенами, окрашенными под камень. Плафон украшен изображением резвящихся амуров. В вестибюле - окрашенные под темную бронзу 12 статуй, выступающие из стен и олицетворяющие месяц года, которые у подножия имеют изображение традиционных занятий людей. Праздничный вид придают вестибюлю три фонаря в форме перевернутых стеклянных колоколов с хрустальными подвесками.

Итальянский зал

Итальянский зал в центре главного корпуса – роскошное помещение на втором этаже. Стены покрыты искусственным мрамором. Под потолком –фонарь-купол с живописью. Зал освещен большим проемом в куполе. Здесь самая красивая люстра в Павловском дворце, которая заслуживает особого внимания. В зале расположена коллекция античных скульптур.

Малиновый кабинет

Личный кабинет Павла I получил такое название, благодаря цвету драпировки и обивки мебели из малинового штофа. В кабинете стены покрашены краской и имеют виды Павловского парка, а по периметру – лепной карниз. Освещается кабинет хрустальным фонарем с бронзой. Мебель в кабинете из красного дерева украшена золоченой бронзой. Нарядное бюро с тремя столешницами, напольные большие часы с музыкальным механизмом и фигурой Аполлона.

Залы войны и мира

Зал в форме восьмиугольника с нишами между окнами и дверями украшен лепниной в виде военных атрибутов Римской империи. По обеим сторонам ниш – рельефное панно с вооруженными римскими воинами и трофеями из резного золоченого дерева. В нишах – античные мраморные бюсты. Лепная печь смотрится торжественно и необычно, ведь она увенчана фигурой орла на ядрах с пламенем. Сочетание белого цвета с золота придает парадность и торжественность. Перед окном стоит декорированная ваза из синего фарфора с золотом – дипломатический подарок русскому двору от Наполеона I. Зал мира в архитектурном плане – копия зала войны, здесь только шлемы и мячи заменены на мирные скульптуры.

Тронный зал

Просторный тронный зал имеет площадь 400 кв. м - это самый большой зал, в углах которого широкие ниши с лепными печами. Кариатиды поддерживают е этом зале огромные окна в виде арки.

Картинная галерея

Эффектный изогнутый зал со 100 красочными картинами-коврами западноевропейских художников, которые покрывают стены. Светлое помещение украшено резной золоченой мебелью и двумя парными вазами Императорского фарфорового завода

Парадная опочивальня

Парадная опочивальня квадратной формы, стены которой затянуты белым шелком и перевиты лентами. Потолок в виде беседки с розами. На небе написаны павлины - символ семейного благополучия. Камин из белого мрамора и золоченой бронзы с декоративными вставками из цветного камня. Мебель, выполнена по заказу в Париже и выглядит особенно торжественно. Большая кровать, золоченая кушетка и 6 кресел декорированы пышной резьбой с вензелями владельцев дворца.

Убранство парадной опочивальни дополняет уникальный фарфоровый туалетный прибор из 60 предметов, покрытых кобальтом- подарок французского короля Людовиком XVI великой княгине Марии Федоровне. В состав прибора входили предметы, необходимые даме в XVIII веке: настольное большое зеркало в бронзовой раме; таз и кувшин для умывания; коробки для пудры; флаконы с духами и туалетной водой; баночки для помад; воронки для наливания жидкостей; табакерки; ванночка для промывания глаз; письменный прибор; часы с колокольчиком; подсвечники; нож для разрезания бумаги. Мария Федоровна хранила этот набор на специальном столике и никогда не пользовалась им. По сторонам стола стояли две кобальтовые вазы, установленные на мраморные полуколонны.

Парк Павловского дворца

Дополняет дворцовый ансамбль огромный парк площадью 600 га, на месте которого был лес для царской охоты. Когда в Павловске появились первые деревянные строения, то вокруг них на берегах реки Славянки был создан Чарльзом Камероном небольшой сад с мостиками, беседками и цветниками. Постепенно этот сад изменяли. Теперь Павловский парк состоит из 7 ландшафтных районов: Придворцовый сад. Долина реки Славянки. Большая звезда с долиной прудов. Старая Сильвия. Новая Сильвия. Парадное поле. Белая береза. В парке установлены павильоны, мраморные и бронзовые скульптуры. Дворец и парк расцвели, когда после смерти Павла I сюда приехала императрица Мария Федоровна.

Выставки и экскурсии

Постоянные экскурсионные и тематические программы Павловского дворца знакомят с основными шедеврами, а на временных культурных мероприятиях раскрываются узкие темы. Интересный рассказ опытного гида про достопримечательности, и о подлинных музейных экспонатах в коллекциях и залах дворца можно послушать на индивидуальной или групповой экскурсии.

Режим работы Павловского дворца

Ежедневное посещение Павловского дворца с 10:00 до 18:00. Последний вход осуществляется в 17:15.

Выходной день: 15 июня.

Кассы работают с 10:00 утра. Касса у входа в парк закрывается в 17:15, отдел у Парадного плаца функционирует до 17:00.

Павловский парк открыт бесплатно для всех с 7:00 до 10:00 и с 17:00 до 19:00, в летний сезон с 7:00 до 9:00 и с 21:00 до 23:00, в остальное время вход платный.

Основные экспозиции Центрального корпуса открыты каждый день, кроме понедельника. Музей костюма работает с пятницы по воскресенье с 10:00 до 18:00, билеты продаются до 17:30.

Как добраться

Из Санкт-Петербурга до Павловского музея добраться можно на электричке, на маршрутке или машине.

До ж/д вокзала Павловска ходят электрички с Витебского вокзала и от ж/д станции «Купчино». Маршрутки отходят от станций метрополитена Санкт-Петербурга. Внимательно выбирать рейс, поскольку некоторые из них следуют до Павловского вокзала, а другие - до заповедника. До вокзала можно доехать на маршрутке № 545 (от ст. «Московская»), маршрутке № 363 и автобусе № 179 (от ст. «Звездная»), маршрутке № 545А (от ст. «Купчино»). До Павловского музея идут маршрутки № 299 (от ст. «Московская»), № 286, 521 (от ст. «Купчино»).

От ж/д станции Павловска до дворца ездят автобусы № 370, 372, 375А, 383, 493 и маршрутные такси № 286, 299, 521. Также можно совершить пешие прогулки по Садовой улице или через парк заповедника (около 2 км).

На автомобиле путь из центра Северной столицы до Павловского дворца займет почти 1 час. Ориентируйтесь по координатам GPS: N59.685776, E30.453559.